Живопись

«Реальные миры»


«Арабский цикл»

Произошедший в последнее время в творчестве Александра Николаева переход из сферы инсталляций и видеоарта в живопись, имеет под собой вполне концептуальное основание. Активное участие во многих международных арт – форумах и выставках, понимание задач и трансформаций, происходящих в современном искусстве, обратило этого художника к неожиданному изменению своих поисков. А. Николаев начал воплощать свои рефлексии о проблемах современности на базе абсолютно нового контекста. Опираясь на принятую в постмодернизме интерпретацию классики, он обратился к стилистике классической европейской живописи, вполне правомерно считая, что применение этого опыта обогатит не только современное искусство, но и по своему «оживит» тип классической картины. В поисках нового языка живописи художник решил не отказываться от своего опыта видеоарта, инсталляции, объектов и приметить его как некий сложных синтез, как некое новое межвидовое единства для выражения актуальных идей.

В результате этих поисков от картины к картине А.Николаева пришел к созданию оригинального варианта живописного произведения, похожего по замыслу на фильм, то есть, задуманного по законам некоего спектакля с собственной внутренней драматургией. Картины художника — это пейзажные композиции, построенные по канонам классической живописи. При первом взгляде они напоминают пасторали или идиллические виды некоей Аркадии. Однако у художника в структуре произведения реализуется конкретное смысловое, сюжетное задание. Герои, персонажи сцен наделены определенными ролями, они словно созываются для совместных действий. Все это направленно на создание некой игры, предлагая зрителю самому домыслить либретто, сочинить свой эпилог, поучаствовать в «экранизации» сюжетов картин художника. В них образный язык и содержание раскрываются через игру смыслов с использованием устойчивых, сложившихся в сознании людей, разнообразных архетипов современности.

Выставка А. Николаева « Реальные миры» — это высказывание художника по поводу нашей реальности, многих событий, происходящих в мире. Как и всякий спектакль, и эти «спектакли» художника нуждаются в зрителях. Особенно в тех, которые способны размышлять о современности с различных позиций, на основе своего мнения, которое может претендовать на объективность.